Детско-юношеский туристский клуб

Будни клуба

Лекции, соревнования, архивные документы, дневники...

Действия группы в экстремальных ситуациях(пурга, метель)

Скачать в формате ".doc"

Что такое экстремальная ситуация. Виды аварийных ситуаций.

Во время походов люди длительное время пребывают в среде, резко отличающейся от привычной, могут попасть в экстремальные ситуации, вызванные пониженной или высокой температурой, лавинами, паводками на реках, обильными осадками и т.д.

В практике туризма наиболее вероятны аварийные ситуации, связанные с потерей ориентировки; утратой группового или индивидуального снаряжения в результате пожара, схода лавины, пурги, непродуманных переправ через водные преграды и тому подобными причинами; непреднамеренным разделением группы или потерей одного или нескольких участников похода; резким ухудшением погодных условий и как результат этого недостаточной эффективностью взятого снаряжения, невозможностью его эксплуатации; утратой, перерасходом или порчей продуктов питания, угрожающими группе голодом;

Причины возникновения экстремальных ситуаций

Статистика показывает, что возникновение аварийной ситуации в походе в большинстве случаев является следствием неправильных действий самих туристов как в период подготовки похода (необоснованное завышение возможностей группы, неправильно выбранные маршрут или время похода, случайный подбор участников группы, недостаточная экипировка или использование недоброкачественного группового и индивидуального снаряжения и т.п.), так и ошибок, допущенных непосредственно на маршруте. Лишь незначительная часть аварий возникает из-за объективных, не зависящих от туристов причин, например, когда группа попадает в зону стихийного бедствия — пожара, наводнения, урагана, землетрясения. От несчастного случая аварийная ситуация отличается тем, что в критическом положении, угрожающем самой жизни, оказываются не один-два пострадавших, а вся группа.

В период подготовки похода необходимо тщательно проанализировать маршрут с точки зрения обеспечения безопасности. Для этого с помощью специальной литературы следует ознакомиться с географическими, климатическими, рельефными особенностями района путешествия, расспросить туристов, ранее бывавших в данной местности и знающих специфические опасности маршрута, при необходимости списаться с местным туристическим клубом.

Исходя из полученных сведений, надо выявить наиболее вероятные, а желательно и маловероятные стечения обстоятельств, ведущих к возникновению аварии. При «проигрывании» возможных случайностей нужно исходить из худшего. Надеяться на везение, на авось — значит сознательно подвергать неоправданному риску свою жизнь и жизни товарищей.

Организация аварийного набора

При проведении походов повышенной сложности группа должна иметь аварийные наборы, комплекты, неприкосновенный запас (НЗ). Укомплектовать аварийные наборы надо заранее, исходя из конкретных условий похода, местности, времени года, количества участников. Все предметы, входящие в набор, должны быть опробованы на практике, многократно проверены, при необходимости продублированы. Каждый предмет по возможности должен обладать многофункциональностью использования. Например, с помощью куска полиэтилена можно добыть в пустыне воду, защититься от ветра и осадков, обернуть им спальный мешок при переправе через реку и т.д. Предметы набора должны быть герметично упакованы в водонепроницаемый, яркого цвета материал. Желательно, чтобы набор обладал самостоятельной плавучестью, был предельно компактным и весил не более 0,5—1 кг.

В комплект обязательно должны входить предметы, предположительно необходимые в данной климатогеографической зоне.

В любой климатогеографической зоне пригодятся следующие предметы: двойное сигнальное зеркало (сигнал бедствия, поданный таким зеркалом в солнечную погоду или в полнолуние, может быть принят за 20—25, а в некоторых случаях за 40 километров); несколько сигнальных патронов двойного действия для подачи ночного (малиновое пламя) и дневного (оранжевый дым) сигналов бедствия; три десятка охотничьих спичек с боковой стенкой от спичечного коробка (в ту же коробку следует уложить несколько кремней для зажигалок, с помощью которых можно добыть огонь); огарок свечи или несколько таблеток сухого горючего для разведения костров и обогрева снежных убежищ; свисток для аварийной и внутригрупповой сигнализации; большой нож-мачете в жестких или кожаных ножнах, который можно использовать и как нож, и как универсальный инструмент — топор, лопату, острогу, снеговой нож; компас, желательно жидкостный, плоский с небольшой линзой; кусок плотной фольги, с помощью которого можно подать сигнал бедствия, поджарить дичь, вскипятить, как в плоской кастрюльке, чай; несколько намагниченных иголок, с помеченным краской северным концом, которые, кроме прямого назначения, можно использовать для изготовления самодельных компасов: аварийный набор медикаментов (походная аптечка первой помощи (Аптечки первой помощи)).

Аварийные комплекты и неприкосновенный запас продуктов следует переносить в специальном «аварийном» или «штабном» рюкзаке в середине передвигающейся группы. В случае возникновения чрезвычайной ситуации этот рюкзак спасают и эвакуируют из опасной зоны в первую очередь. В некоторых случаях имеет смысл аварийный комплект продублировать и переносить в двух удаленных друг от друга рюкзаках.

Кроме общего аварийного комплекта, каждый участник похода должен иметь индивидуальный спасательный набор — спички, 8—10-сантиметровый обрезок свечи, фольгу и другие средства в зависимости от конкретных условий похода. Например, в приполярных маршрутах — длинный нож или пилу-ножовку в чехле, предназначенные для строительства снежных убежищ, в пустыне — 1,5 м2 светлого материала и два-три полиэтиленовых мешка.

Индивидуальный набор нельзя переносить в рюкзаке, лучше зашить его во внутренний карман штормового костюма. Все боящиеся влаги предметы необходимо заключить в герметичную упаковку. Например, спички, предварительно обернутые промасленной бумагой, заключают в два-три отдельно завязанных воздушных шара. Но лучше по две-три спички запаять между листами толстого полиэтилена и туда же заплавить несколько боковых стенок от спичечных коробков.

Действия при потере участника

В туризме наиболее распространены аварии, связанные со стихийным разделением маршрутной группы, а также с отставанием кого-нибудь из участников похода. Как правило, случается подобное ЧП неожиданно. Остановился на минутку передохнуть, поправить одежду или подтянуть лыжные крепления — пропустил всех вперед, замешкался, а потом сбился с пути или не смог догнать группу. Казалось бы, не более чем досадное недоразумение, а в итоге — драма или даже трагедия...

Что же делать человеку, внезапно оказавшемуся один на один с холодом, метелью, ночью? Во-первых, не суетиться и, догоняя товарищей, не идти «напрямую» или «срезая углы». Как бы ни петляла лыжня, как бы ни хотелось сократить путь, сходить с нее нельзя! Лыжня или следы — единственная ниточка, связывающая потерпевшего с товарищами. Во-вторых, оставаться на месте, если нет возможности идти вслед за группой: разыгралась непогода, наступила безлунная ночь, наконец, местность сильно пересечена, труднопроходима, а видимость ограничена. Рано или поздно в группе хватятся пропавшего и организуют поиск. Искать будут, естественно, возвращаясь по собственным следам. Поэтому ваш отход от лыжни в сторону крайне рискован!

И еще одна типичная ошибка в зимней аварийной ситуации. Боязнь замерзнуть заставляет человека непрерывно двигаться. Он бредет по лесу или тундре не выбирая дороги, не задумываясь о направлении движения. Движение становится самоцелью. Не идти, чтобы куда-то прийти, а идти, чтобы согреться! Рано или поздно усиленное тепловыделение приводит к истощению энергозапасов, накапливается усталость, повышенное потоотделение приводит к намоканию одежды, а значит, к снижению ее теплозащитных свойств. Кроме того, движение в ночное время повышает вероятность травматизма. Человек останавливается все чаще, периоды отдыха становятся все продолжительней. Во время любого из очередных привалов он может непроизвольно заснуть и уже не проснуться. Как же следует поступить отставшему туристу!?

В вечернее и ночное время надежней всего в непосредственной близости от лыжни или тропы разжечь костер, который не только даст тепло, но и послужит своеобразным маяком, значительно облегчающим поиск пострадавшего. И здесь особую значимость приобретает индивидуальный аварийный набор.

В безлесных районах, где разведение костра затруднено, пострадавший по возможности должен остановиться в месте, защищенном от ветра, но в то же время хорошо различимом с той стороны, куда ушла группа. Всю имеющуюся в запасе теплую одежду необходимо надеть на себя. Молнии и пуговицы застегнуть. Лыжи снять, шнуровку ослабить, чтобы обувь не сдавливала ноги, а еще лучше снять ботинки и переобуться в запасные валенки. После этого сесть на рюкзак спиной к ветру, накинув на спину и голову спальный мешок (см. П.И. Лукоянов, 1988). Если дует сильный ветер или бивак расположен на склоне, лыжи надо привязать к рюкзаку. Есть полиэтиленовая пленка — надо закутаться в нее. Лучше всего пленку намотать «кульком» на воткнутые в снег под углом 45-60° лыжи и лыжные палки, подогнув нижний край под рюкзак. Внутри этого импровизированного убежища можно зажечь свечу. Она даст тепло и одновременно высветит убежище в темноте. Для экономии свечку лучше зажигать лишь на короткие промежутки времени. В подобной ситуации очень важно не засидеться. Хотя бы раз в течение часа (а в сильный мороз еще чаще) вставайте и делайте интенсивные физические упражнения, чтобы разогреть конечности. И, конечно, ни в коем случае нельзя спать!

Когда рассветет или улучшится погода, идите только по оставленным группой следам! Опыт, показывает, что даже полностью занесенную лыжню можно обнаружить по характерной ложбинке-впадинке в снежном покрове, она хорошо различима при боковом освещении. Еще один признак — иная плотность снега. Занесенная лыжня обычно выдерживает вес человека, но достаточно сделать шаг в сторону, чтобы снег провалился под ногой. Подобный способ поиска лыжни «наощупь» иногда позволяет двигаться даже в полной темноте. Но возьмите за правило: при малейшем сомнении в правильности ориентировки, немедленно останавливайтесь и, если тропа так и не найдена, возвращайтесь по собственным следам в исходную точку!

А теперь несколько советов группе, в которой обнаружилась «пропажа». Никогда не откладывайте поиск в надежде на то, что еще через час-два или к вечеру пропавший сам отыщет группу. Ведь порой оказывается, что он, находясь очень близко, не в состоянии двигаться: вывихнул ногу, провалился в трещину и т.п. Запоздавшая помощь может уже не пригодиться. Кроме того, по свежей лыжне легче идти и, главное, ее почти невозможно потерять.

Отправившиеся на поиск участники группы обязательно должны взять с собой палатку, спальники, небольшой запас продуктов, запасные лыжи, теплую одежду и другое необходимое снаряжение. Иногда неопытные туристы стремятся «сбегать» назад налегке, рассчитывая обернуться за час-два. Это ошибка! Как бы не был велик соблазн хоть на время избавиться от надоевшего рюкзака, делать этого не следует.

Рассчитывайте на самое худшее: может случиться так, что спасателям вместе с потерпевшим придется организовывать вынужденную ночевку, возможно, они будут самостоятельно выбираться к людям (могут заблудиться и неожиданно оказаться в роли потерпевших). Одним словом, спасательная команда должна быть автономна во всем, что касается питания и экипировки.

Небольшой группе вообще не следует разделяться. А в случае ухудшения погодных условий это тем более недопустимо, тут хочешь не хочешь, на поиск надо отправляться всем вместе.

А теперь несколько общих правил, соблюдая которые, вы сумеете избежать аварийной ситуации: Организация снежного убежища. Виды снежных убежищ
УБЕЖИЩА ОТКРЫТОГО ТИПА

Прежде чем перейти к разным типам снежных убежищ, поговорим об общих правилах их строительства.

Как выбрать место? Безопасность зимнего аварийного бивака во многом зависит от места, где он располагается. Даже самое надежное по конструкции снежное убежище, если оно поставлено на первой попавшейся площадке, вместо того чтобы помочь человеку, может приблизить его гибель. Пусть это прозвучит парадоксально, но зачастую выбор места важнее постройки самого убежища.

Не устраивайте бивак наспех. Спешка вполне понятна, но она неизбежно скажется на качестве убежища, приведет к многократному повторению одних и тех же действий, истощению сил, появлению чувства отчаяния и обреченности. Лучше строить медленно один раз, чем наспех десять! Помните: неожиданное разрушение «бракованного» убежища приведет к самым трагическим последствиям.

Если прочность возведенного вами сооружения кажется недостаточной, можно попытаться укрепить его одним нехитрым способом. Внутри убежища на время зажгите 2-3 свечи или разведите небольшой костер. Поднимающийся вверх теплый воздух оплавит снег, он, став влажным, быстро «схватится», стены и крыша заледенеют. Даже тонкая корка льда заметно укрепит снежное убежище. Кроме того, лед будет препятствовать таянию снежных стен, тем самым избавляя находящихся внутри от возможной «дождевой» капели. Образовавшиеся в результате протаивания щели (в блочных убежищах дыры возникают, как правило на стыках кирпичей, а в пещерах, если потолок достаточно толст, отверстий вовсе не бывает) замазываются с двух сторон рыхлым снегом. Если описанные «тепловые» процедуры не помогают и прочность убежища вызывает сомнения, лучше оставить его и построить невдалеке новое.

Как ни странно, в снежном убежище тем комфортнее, чем сильнее мороз «на улице». При околонулевых температурах и оттепелях стены пещер, иглу, берлог и пр. начинают «капать», влажность внутри возрастает настолько, что могут наблюдаться даже своеобразные туманы. И наоборот, чем крепче мороз, тем суше в убежище: тепло, идущее изнутри, компенсируется охлаждением снаружи. Граница таяния устанавливается как бы внутри снежных стен, отчего прочность убежища только повышается. При потеплении граница таяния смещается к внутренней поверхности стен и снег начинает течь.

Простейшее укрытие от снега и ветра в безлесной местности, на высокогорье — это снежная траншея. Ее выкапывают в глубоком (толщиной не менее 1,5 м) снегу в оврагах и лощинах с помощью лопат, кусков фанеры, лыж и лыжных палок, котелков, мисок и пр. Если нет решительно никакого инструмента, траншея выдалбливается ногами. Она представляет собой крытую щелевидную яму глубиной до 1,5-1,8 м.

Крыша траншеи сооружается из стволов деревьев, толстых веток, лыж, которые накрываются какой-либо тканью, полиэтиленом и прижимаются по периметру камнями, кусками льда, бревнами, снежными блоками. На крышу можно нагрести защитный слой снега толщиной 15-20 см, но тогда потолочные балки нужно расположить ближе друг к другу, чтобы ткань не обрушилась под тяжестью снега. Свободно свисающий с крыши край ткани может служить дверью. В некоторых случаях вход как таковой не предусматривается и человек проползает внутрь траншеи, приподняв в любом месте ткань.

Второй вид убежища — снежная яма. Она обычно сооружается на горизонтальной площадке с глубоким (более 2 м) снежным покровом.

В толще снега пробивается вертикальный тоннель-шурф на глубину до 2 м. Тупиковая сторона тоннеля расширяется в любую сторону до требуемого размера. Минимальная толщина потолка-свода должна составлять 15-20 см. Максимальная зависит от качества снега и может достигать метра.

Снежная хижина возводится на мелком снегу, если нет крепкого наста.

Возводится на мелком снегу, если нет крепкого наста

Полупещеры обычно применяются на высокогорье, где устройство других убежищ затруднено.

Обычно применяются на высокогорье

Мы уже отмечали не раз, что общий недостаток убежищ открытого типа состоит в том, что они плохо держат тепло. В траншеях, ямах, хижинах, чумах и полупещерах теплый воздух, поднимаясь к потолку, всегда просачивается в щели и уходит наружу. Соответственно, холодный стекает вниз, к полу, туда, где расположились люди. В этих убежищах к тому же отсутствует свободная вентиляция и зачастую скапливаются углекислота и другие вредные примеси. Любой тяжелый газ, попавший в убежище, стекает вниз, накапливается и вытесняет кислород. Поэтому у находящихся внутри глубоких убежищ могут наблюдаться головные боли, сердцебиение, шум в ушах, что свидетельствует о чрезмерной концентрации углекислого газа и недостатке кислорода. И хотя случаи отравления крайне редки, убежище следует регулярно проветривать.

Гораздо более серьезную опасность представляет собой угарный газ, выделяемый при горении каких-либо осветительных или тепловых приборов. Поэтому от разжигания внутри открытых убежищ костров, использования жировых ламп, примусов, свечей лучше воздержаться (особенно это касается ям и траншей с плотно закрытой крышей). А уж коли из-за сильного мороза огонь пришлось зажечь, за «качеством» пламени и за своим самочувствием следите, что называется, в оба! Следует либо воздержаться ото сна, либо спать поочередно.

УБЕЖИЩА ЗАКРЫТОГО ТИПА

Образец такого убежища — пещера. Выкопать ее может в течение одного-двух часов даже неопытный человек. При всей своей конструктивной простоте классическая пещера защитит от холода ничуть не хуже, чем сложная «блочная» иглу, и, возможно, она даже более комфортна.

Снежная пещера роется на склонах с глубоким (толщиной 1,5 м и более) снежным покровом, там, где лавиноопасность невелика. Среднее время постройки одноместной пещеры — 30-50 минут, двух-трехместной — 60-90 минут. В малозаснеженных районах подходящий для пещеры сугроб отыщется возле естественных препятствий: у одиноко торчащих скал, камней, на склонах оврагов, у обрывистых речных берегов. Здесь ветер нагребает и спрессовывает снежные массы в плотный монолит.

Действия в пургу

Пурга и метель, т. е. сочетание сильного ветра, мороза и снегопада, многократно увеличивают отрицательное влияние на человеческий организм каждого отдельного фактора и не без основания расцениваются самыми серьезными опасностями лыжного маршрута: охлаждающее воздействие усугубляется проникновением снега или снежной "пудры" под одежду и ее отсырением, что нередко приводит к обморожениям и переохлаждению организма. Пурга и метель оказывают также и морально-психологическое воздействие - у слабых натур нередко наблюдается снижение морального тонуса, наступление состояния безысходности и снижение упорства в борьбе за сохранение жизни.

А теперь о конкретных действиях группы, которая не заметила приближения пурги или пренебрегла ее предостережениями.

Первое — собраться всем вместе, прекратить движение и снять лыжи. Если в последний момент вы заметили вблизи большой камень или груду камней, по возможности уйдите под их защиту.

Второе — соорудить из лыж противоветровой щит, воткнув их в снег в один ряд и образовав почти сплошную стенку. Лыжи ставить несколько наклонно, скользящей поверхностью к ветру.

Третье — надеть все теплое на себя. Первыми одеваются девушки и те, кто больше замерз. Переодевающихся следует прикрывать, помогать им, отогревать их руки.

Рекомендаций на этот счет много: растирание, резкие взмахи, теплые рукавицы с рук другого. Но лучше всего — засуньте руки под свитер товарища и отогрейте на его теле.

Четвертое — установить палатку, например «Зима». При снятии с бивака ее всегда нужно свертывать с учетом не столько удобства транспортировки, сколько возможности быстрой установки на сильном ветру. Для этого ветровая грань (противоположная входу) и донные петли должны быть снаружи.

Дополнительные меры при установке шатровых палаток в безлесье на случай сильного ветра: а—без использования связки из лыж; б—с использованием связки. 1— штормовые оттяжки от середины скатов к вертикально поставленной лыже; 2 — пенопластовый коврик; 3 — связка из лыж, упирающаяся в коврик; 4 — кастрюля, в которую упирается лыжа.

Дальнейшие действия группы будут зависеть главным образом от состояния участников и погоды. Если ветер очень сильный и установить палатку не удается, то надо сначала соорудить стенку из снежных кирпичей, укладывая их вплотную к граням палатки. Под прикрытием стенки палки, начиная с ветровой грани, ставят вертикально, а оттяжки привязывают к лыжам, которые как можно глубже втыкают в снег под углом около 40° кантами к палатке. После этого можно установить центральную опору, переставить, если это необходимо, некоторые лыжи, усиливая натяжение «полощущихся» граней.

ЗИМНИЙ АВАРИЙНЫЙ ПЕРЕХОД

Средние скорости передвижения по снегу без лыж составляют: 2 км/ч — при толщине снежного покрова 30-50 см; 1 км/ч — при толщине 50-70 см; 0,5 км/ч — при толщине более 70 см. По ровному плотному насту скорость ходьбы может достигать 5-6 км/ч.

Заранее определяйте тактику движения группы — примерную скорость, время привалов, расстановку людей в колонне. Каждый идущий должен знать, сколько сегодня надо пройти, на какое время намечен отдых, кто идет впереди и позади. Это позволит организовать взаимостраховку и взаимопомощь. Движение должно быть именно групповым, а не индивидуальным.

Идти по глубокому снегу надо цепочкой, след в след. Идущий впереди пробивает тропу, утрамбовывает, утаптывает снег. Шаги он должен делать небольшие, удобные для идущих следом. Замыкают и открывают колонну наиболее опытные и сильные. Скорость движения группы определяется исходя из скорости, доступной самому слабому. Понукать и подгонять бессмысленно. Через силу человек способен идти несколько часов, в лучшем случае — день. Назавтра, обессилев, он не пройдет и половины того, что мог бы. Другое дело, что возможно уравнять силы участников похода с помощью перераспределения груза: слабые идут налегке, выносливые — со снаряжением. Тогда средняя скорость группы действительно возрастает.

А теперь — главное правило любого аварийного перехода. Оно звучит кратко: не рискуй! В туризме неоправданный риск сам по себе несет угрозу. В аварийной ситуации он десятикратно увеличивает опасность. Если ЧП на маршруте ставит группу на грань аварии, то ЧП в аварийной ситуации нередко лишает людей надежды на спасение. Поэтому в аварийной ситуации будьте особенно внимательны и осторожны.

Скорость — не самое главное при выходе из аварии. И поэтому никогда не выбирайте коротких, но опасных путей. Любая травма снизит скорость передвижения. Лучше проделать долгий и трудный путь, чем оказаться в безвыходной ситуации.

Не рискуйте передвигаться в ненастье и в темноте. Наиболее безопасно, когда основная часть дневного перехода приходится на утренние часы.

При малейшем сомнении в безопасности перехода измените маршрут. Если перед вами опасный участок — организуйте страховку, рассчитайте свои силы, не надейтесь «на авось». И не стремитесь быстро пройти опасную зону.

Избегайте движений, связанных с риском: можно перейти или даже переползти через препятствие — не прыгайте; можно обойти — не штурмуйте.

Не теряйте в пути и не забывайте на привалах вещи. Все снаряжение распределите и персонально закрепите за каждым участником. Перед дорогой каждый раз нелишне проверить его сохранность. Особенно берегите одежду. Предстоит физическая работа — снимите все теплые вещи, чтобы они не намокли. Старайтесь избегать перегрузок и сильного потоотделения. Намокшая одежда перестанет защищать вас.

Не переутомляйтесь. Шаг должен быть размерен и спокоен. Быстрое движение требует значительных энергозатрат (а следовательно, усиленного питания). Постоянно рассчитывайте свои силы и учитесь бороться с усталостью до того, как она придет. Почувствовав усталость, делайте привал. Не пытайтесь передохнуть на ногах. Стоя не отдохнешь. И не оставайтесь на морозе и ветру без движения более 5-8 минут. Отдыхайте комфортно: у жаркого костра или в надежном убежище.

В аварийной ситуации важно не умение идти быстро, а выносливость: способность пройти возможно большее расстояние с наименьшей затратой сил.

Но никогда, ни при каких обстоятельствах не отчаивайтесь! Как бы ни были сильны мороз и ветер, сколь бы безнадежным ни казалось ваше положение — боритесь, верьте в спасение. Погибают не слабые, а отчаявшиеся. Не потерявший присутствия духа, знающий что и как делать человек в любой ситуации способен одолеть судьбу. Он сильнее стихии.