Детско-юношеский туристский клуб

Будни клуба

Лекции, соревнования, архивные документы, дневники...

Тактика и техника передвижения по снежным склонам

Скачать в формате ".doc"

Снег как форма рельефа

Классификация снега: - мокрый, сухой, фирн (промежуточное состояние между льдом и снегом)
- мелкий, глубокий
- замерзший, раскисший

Иногда используют другие характеристики, например: крутизна снежных склонов, лавинная опасность

Достоинства снега: - удобство в передвижении: равномерное движение, шаг удобной длины
- легкость в поиске и установке страховочных точек

Недостатки снега: - лавиноопасен
- страховка, как правило, не рассчитана на большие нагрузки
Техника передвижения по снегу

!!! Снежных склонов круче 55° не бывает - на них снег просто не держится.
Выбор техники обычно определяется крутизной склона. В любом случае, основной технический элемент передвижения по снежным склонам – формирование ступеней.

Правила формирования ступеней:

- Движение плотной группой со сменой лидера (как тропежка каруселью на лыжах)
- Ступени делаются под самого маленького (низкого) участника группы
- Ступени формируются на полную ступню, min - 1/2 ступни на жестком снегу. Если такие ступени не получаются – необходимы кошки.
- Ступени должны иметь небольшой наклон внутрь и не должны располагаться строго одна над другой
- При насте (фирне) ногу лучше класть коленом на склон - это увеличивает трение и уменьшает вероятность повреждения настовой корки
- На рыхлом снегу делаются глубокие ступени. Их нельзя пробивать как можно сильнее, а нужно плавно утрамбовывать. И ходить надо, плавно нагружая такие ступени, иначе они просто "уедут". Чем рыхлее снег, тем глубже ступени. На глубоком снегу уже надо "тропить" фактически всем телом.

При склоне до 30°:

- подъем в лоб, ледоруб держится как трость, можно идти с палками
- спуск по линии падения воды либо прусским шагом, либо глиссированием (в зависимости от снега)
- траверс - ледоруб держится как трость, ступени также делаются с наклоном внутрь, но рантом ботинка

Спуск по снежному склону способом «глиссирование»

При склоне от 30° до 45°:

- подъем зигзагом (или наискось). Чем меньше угол наклона, тем серпантин круче. Ледоруб держится наизготовку. Если в руках палки, то на участках, где есть опасение срыва, их лучше сложить вместе и идти с самостраховкой альпенштоком. В местах поворотов - втыкается ледоруб штычком в снег, делаются двойные ступени для удобной перестановки ног (всегда две точки опоры!).
- спуск по линии падения воды либо прусским шагом, либо глиссированием, либо лицом к склону с опорой на ледоруб (альпеншток) (в зависимости от снега и склона)
- траверс боком или лицом к склону с опорой на ледоруб (альпеншток)

При склоне круче 45°:

- подъем на три такта в лоб, используется только ледоруб!
- спуск по линии падения воды, как правило, лицом к склону или прусским шагом.
- траверс лицом к склону с опорой на ледоруб (всегда две точки опоры!)
- Разворот на крутом склоне следует выполнять лицом к склону. Всегда не менее двух точек опоры!

На протяженных склонах крутизной 30° и более используют перильную страховку

Организация точки страховки:

- Основное средство страховки на снегу – ледоруб.

- Надежность страховки очень сильно зависит от состояния снежного покрова.
- Надежность страховки сильно повышается, если ледоруб придавливать сверху ногой или сесть на него.
- Ледоруб по возможности, надо загонять в снег по головку. Если так не получается, то можно подпереть ледоруб коленом или придавить сверху. Веревку в этом случае крепят за основание ледоруба у поверхности склона.
- Ледоруб должен располагаться практически перпендикулярно склону (под углом до 100°).
- Овальную рукоятку ледоруба располагают широкой стороной в направлении рывка
- Для повышения надежности страховки в рыхлом снегу иногда используют следующие приемы: Т-образное закрепление ледоруба, насаживание лавинной (снежной) лопаты на древко ледоруба, использование ледоруба с тросиком (см рис. ниже).

Т-образное закрепление ледоруба в рыхлом снегу Использование ледоруба с тросиком

- При организации точки крепления веревки на ледорубе лучше, если на точке всегда есть контролирующий ее человек
- На спуске сдергивание перил, закрепленных на ледорубе, производится при помощи конструкции «ледорубный крест».
- Возможен также вариант самосброса с одним ледорубом

Использование снежного якоря для закрепления веревки Сдергивание веревки с помощью конструкции «ледорубный крест» Вариант сдергивания веревки с одним ледорубом
Альтернативные точки крепления веревки:

- Снежный якорь (см. рис. выше)
- Косынка и т.п. (большая капроновая вещь, закопанная в снег, к которой прикреплена веревка)

Тактика движения по снегу:

- Снег – удобный, но не самый надежный вид рельефа. Небезопасен! Всегда стоит помнить о лавинной опасности.
- Если толщина снега невелика, и он лежит на льду (скалах), то необходимо применять ледовую (скальную) технику (кошки, крепление веревки в лед/скалы).
- Выбивание ступеней – очень трудоемкая работа. Никогда не спускайтесь по ступеням, если вам потом предстоит по ним подниматься. Лучше проложить ступени на спуск рядом.
- Состояние снега очень быстро меняется от таких факторов, как время суток, температура, освещенность склона. Поэтому снежные склоны нужно проходить максимально быстро. Лучше идти по теневым участкам. На солнце снег быстро «раскисает». Оптимальное время прохождения снежных склонов – раннее утро или спустя 1,5-2 ч после ухода солнца со склона.
- Крутые склоны с провешиванием перил по возможности лучше проходить в лоб.
- На закрытых разорванных ледниках – связки. Если самозадержание и удержание товарища проблематично, то используется попеременная страховка, а не одновременная.
+ вспомнить все, что рассказывали в прошлом году про лавиноопасные склоны и их прохождение