Детско-юношеский туристский клуб

Будни клуба

Лекции, соревнования, архивные документы, дневники...

Тактика и техника передвижения по ледовым склонам

Скачать в формате ".doc"

Лед как форма рельефа

Виды льда: - мягкий летний глетчерный лед (образуется из спрессованного снега). Пластичный, деформируется и течет под собственным давлением. На перегибах склона образует трещины.
- твердый зимний лед (бутылочный)
- натечный лед (образуется обычно на скалах). Твердый и хрупкий, скалывается пластами.

Особенности льда: - совершенно необычный и в нормальной жизни практически нигде не встречающийся вид рельефа, отсутствие естественных точек опоры, что требует обостренного чувства равновесия
- довольно простая и однообразная техника, однако требует безукоризненной отработки
- требуется значительная физическая подготовка - хождение в кошках сильно напрягает голеностоп и икроножные мышцы

Основные опасности: - скользкий: при срыве на льду крутизной более 15° самозадержание практически невозможно (в лучшем случае, в самый начальный момент скольжения)
- опасность быстрого и бесшумного схода камней, обвалов льда
- высокая отражающая способность - возможны ожоги глаз и кожи

Ледовое снаряжение

1. Ледоруб, ледовый инструмент
2. Кошки (мягкие или жесткие)
3. Ледобуры. Различаются по длине и диаметру.

Техника передвижения по льду

В зависимости от направления движения (подъем, спуск и траверс) и крутизны склона (пологий, средний, крутой) следует применять различную технику.

Подъем: - до 30° вертикально вверх, ноги параллельны или чуть развернуты елочкой и ставятся на всю стопу
- 30-40° подъем зигзагом, ставя ноги лесенкой или полуелочкой. Ледоруб – на изготовку
- выше 40° движение на передних зубьях, опора на ледоруб в положении самозадержания
Спуск: - до 30° прусский шаг, нога вбивается от колена на все зубья, носки вниз. Ледоруб – на изготовку.
- выше 30° спуск на три такта лицом к склону с опорой на ледоруб
На протяженных склонах крутизной 30° и более используют перильную страховку

Траверс: - до 30° боком к склону, ноги ставятся на всю стопу полуелочкой: нижняя нога немного развернута вниз по склону. Ледоруб держат на изготовку или опираются на него.
- выше 30° траверс на передних зубьях или спиной к склону приставным шагом с опорой на ледоруб
Разворот на крутом склоне следует выполнять лицом к склону. Всегда не менее двух точек опоры!

Рубка ступеней

Сейчас в чистом виде используется редко, преимущественно для вырубания площадок на промежуточных станциях.

Ступенька сперва подрубается косыми скользящими ударами параллельно ее поверхности, затем если надо вырубается лед сильными поперечными ударами и, наконец, лопаткой зачищается площадка. Следует делать небольшой наклон в долину для стока воды и ледяных крошек. При рубке больших лоханей, когда на дальнем краю необходимо срубать толстый слой льда, эффективнее будет использовать сначала сильные поперечные удары для сколки льда, а затем выбирать остатки горизонтальными (как дерево топором).

Организация точки страховки

- Основная точка страховки на льду – ледобур.
- Ледобур крутится в любом месте склона от горизонтали до вертикали.
- Перед закручиванием надо лопаткой ледоруба счистить верхний рыхлый слой льда и снега, добраться до монолитного (голубого) льда.
- Ледобур ввинчивается практически перпендикулярно склону (под углом до 100°).
- Закрученный бур иногда присыпается снегом или ледяной крошкой, чтобы не вытаивал на солнце.
- Если ледобур не закручивается до конца, использовать ушко нельзя. Веревку в этом случае крепят за основание ледобура у поверхности льда.
- Для организации станции и закрепления перил обычно используют минимум два ледобура (повышается надежность!) Ледобуры при этом крутятся не ближе 40-50 см друг к другу. Для их блокирования между собой часто применяют компенсационные петли для равномерного распределения нагрузки на все буры. (рис. 29, 30)
- На спуске сдергивание перил, закрепленных на ледобуре, производится при помощи самовыворачивающегося бура (см рис.).

Организация ледобурной станции с помощью компенсаторной петли  Сдергивание перил с помощью самовыворачивающегося бура
Альтернативные точки крепления веревки:

- Ледовые столбики. Диаметр от 20 см до 1 м, высота от 10 см до 30 см.
- Ледовая проушина

Диаметр от 20 см до 1 м, высота от 10 см до 30 см. Крепление веревки на ледовом склоне с помощью ледовой проушины
Тактика движения по льду

- Лед - наиболее удобный и надежный вид рельефа. На нем почти всегда можно организовать надежную страховку. Движение по льду наиболее плавное. Но! Всегда стоит помнить о камнеопасности и лавиноопасности!
- Крутые склоны с провешиванием перил по возможности лучше проходить в лоб.
- Трещины и бергшрунды лучше обойти, или перейти по мостам, или перепрыгнуть в более узком месте и только в крайнем случае преодолевать в лоб
- Для движения лучше выбирать преимущественно одну форму рельефа: если надели кошки, то стараться не выходить на скалы и т.п.
- На крутых открытых ледниках обычно не ходят в связках с одновременной страховкой, т.к. самозадержание и удержание товарища здесь проблематично. Иногда используют технику движения на скользящих ледобурах.
- Провешивание перил обычно осуществляют налегке, при этом эффективнее провесить лидирующей связкой сразу несколько веревок до выхода на очередной относительно удобный и безопасный участок, на котором может собраться вся группа, чем вешать по одной веревке и параллельно проходить их.
- В широком коротком коридоре удобнее провешивать несколько параллельных ниток перил.
- Для ускорения и облегчения подъема иногда на длинных 50-метровых веревках создают дополнительные точки перестежки (1-2 шт. на веревку. Это с одной стороны позволяет идти с меньшим интервалом (2-3 человека на веревку), а с другой облегчает движение на жумаре (веревка меньше пружинит, что тоже дает выигрыш в скорости).
- На сложных участках (стенки с нависанием, сложные бергшрунды и т.п.) рюкзаки транспортируют отдельно, для чего навешивают параллельно дополнительную веревку
- На склоне надо чувствовать себя комфортно! Если предстоит провести на промежуточной точке длительное время, старайтесь обеспечить себе максимальный отдых и комфорт. Встаньте на отдельный бур на самостраховку, туда же встегните рюкзак. Вырубите себе хотя бы минимальную площадку, чтобы удобнее было стоять. Своевременный отдых и экономия сил – это тоже безопасность!