Детско-юношеский туристский клуб

Будни клуба

Лекции, соревнования, архивные документы, дневники...

Ориентирование

Скачать в формате ".doc"

Справочная информация

1. Компас – это прибор для определения сторон света (север, юг, запад, восток). Стрелка компаса (обычно красная) указывает на север. Если смотреть на север, справа будет восток, сзади – юг, слева – запад.

Азимут на какой-либо объект – это угол между направлением север и направлением на данный объект. При этом важно понять и запомнить, что измерение «угла – азимута» идет от направления на север по часовой стрелке. Азимут измеряется в градусах. Северное направление имеет азимут 0 градусов, восточное – 90, южное – 180, а западное – 270.

Если вам вдруг показалось, что азимут на запад – 90 градусов или минус 90, вы ошиблись, и мы еще раз вам напоминаем: измерение ведется строго по часовой стрелке.

2. Карта - это всего лишь уменьшенное изображение местности (в масштабе, с помощью условных обозначений). Карты бывают разные. Чаще всего в пользовании у туристов бывают топографические карты и карты для спортивного ориентирования. Главное различие между этими картами заключается в разных условных знаках, хотя они очень похожи.

Основные особенности этих двух видов карт.
1) Карта для спортивного ориентирования. Рассмотрите карту и таблицу условных знаков. Обратите внимание на то, что спортивные карты не содержат надписей (названий населенных пунктов, рек и пр.). Очень многое на карте «говорит» цвет, которым обозначен тот или иной объект. На спортивных картах открытые пространства (поля, широкие просеки, отдельные полянки в лесу) обозначаются желтым цветом, а лес – белым. Если лес густой и труднопроходимый, то на карте его обозначают зеленым цветом различной интенсивности: чем лес гуще, тем темнее зеленая заливка.
Рельеф обозначается коричневым цветом с помощью так называемых горизонталей. Горизонтали – линии, соединяющие точки с одинаковой высотой. Они проводятся через равное расстояние по высоте. По горизонталям можно определить крутизну склона: чем чаще идут линии, тем круче склон. Холмы опоясаны кольцевыми горизонталями, впадины и овраги (обычно русла рек или берега озер) горизонталями, вытянутыми вдоль понижений.
Кроме того, существуют внемасштабные условные обозначения небольших объектов рельефа (холм, ямка) или характерных линейных объектов (насыпь, канава), которые также обозначаются коричневым цветом.
Реки, озера, болота и другие водоемы обозначаются синим цветом.
Антропогенные (созданные человеком) объекты изображаются на спортивной карте черным цветом. Это – постройки, дороги, заборы и т.д.
Тропинки и лесные дороги, а также просеки – черной пунктирной линией, а дороги покрупнее – сплошной, иногда двойной линией.
Также черным цветом показывают различные отдельно стоящие объекты – крупные корни поваленных деревьев (черные крестики), отдельные домики (черные прямоугольники).

2) Топографическая карта. В отличие от спортивной карты на топографической надписи есть: здесь указываются названия всех объектов, если таковые есть.
Цветовая гамма отличается от цветовой гаммы спортивных карт. Открытые пространства обозначаются белым цветом, леса – зеленым, вся гидрография (водные объекты) – синим, рельеф – коричневым, все, что связано с дорогами, тропами – черным, дороги с асфальтовым покрытием – коричневым с черными линиями ограничений.

3. Условные знаки делятся на масштабные, внемасштабные и пояснительные
1) Масштабные условные знаки служат для изображения объектов, размеры которых (длину, ширину, площадь) можно выразить в масштабе карты. Например, массив леса, населенный пункт, озеро и т.п.
2) Внемасштабные условные знаки применяются для изображения предметов, которые не могут быть выражены в масштабе карты. Например, водонапорная башня, отдельный дом и т.п. При изображении такого предмета на карте получилась бы точка.
К внемасштабным условным знакам относят также знаки дорог, ручьев и других линейных предметов, у которых на карте отражена только длина, а ширина не может быть измерена.
3) Пояснительные условные знаки применяются в сочетании с масштабными и внемасштабными для дополнительной характеристики предметов. Например, фигурка дерева на изображении лесного массива показывает преобладающую породу деревьев, стрелка на реке – направление течения.

4. Масштаб карты – это отношение расстояния на карте к соответствующему расстоянию на местности. Он показывает, во сколько раз уменьшили местность, чтобы поместить ее на карту.
Масштаб 1:10 000 показывает, что местность уменьшили в 10 000 раз. То есть 1 см карты соответствует 10 000 сантиметров на местности. Небольшой расчет показывает, что 10 000 см – это 100 метров. Следовательно масштаб 1 : 10 000 по-другому можно назвать: в 1 см 100 м.
Если масштаб записан как 1:10 000 (дробью) он называется числовым. Для того чтобы понять, сколько метров местности в сантиметре карты, нужно зачеркнуть два последних нуля числового масштаба.

5. Как двигаться по маршруту, нанесенному на карту. 1) Сориентируйте карту! Сориентировать карту – значит повернуть ее так, чтоб направления на север на карте и на местности совпадали. Берем компас и определяем северное направление. После этого поворачиваем карту «севером на север».
Чаще всего на спортивных картах север наверху. А вообще его указывает специальная стрелка и направляющие линии. На топографических картах север наверху всегда!
2) Теперь нетрудно определить, в каком направлении начинать движение: если карта сориентирована, направление движения на ней и на местности будут совпадать.
Повернитесь лицом в сторону начала вашего маршрута, опять сориентируйте карту и приступайте к поиску ориентиров.
3) Как правило, движение по карте совершается вдоль каких-либо ориентиров, например, по тропе. Найдите ее, ведь вы знаете ее направление и стоите к ней лицом. Скажите про себя примерно следующее: «Вот по это тропинке, идущей на северо-запад, я сейчас пойду». Только никуда пока не идите!
4) Проанализируйте, до каких пор вам следует идти по вашей тропе. Варианты могут быть разные: до ее пересечения с ручьем, дорогой, резкого поворота направо и т.д. Четко определите этот ваш «стоп-ориентир». Неплохо понять, какое до него расстояние. Продолжайте внутренний диалог примерно так: «По этой тропе я пройду на северо-запад около 300 метров. Все это время она будет постепенно заворачивать в западном направлении, ее пересекут две просеки. Через 300 м выхожу на третью просеку».
5) Вот теперь можно идти! Старайтесь постоянно представлять, где вы находитесь («Вот я прошел первую просеку. Вот – вторую. Еще 30 метров и будет третья!»). Старайтесь держать карту так, чтобы она все время была сориентирована.
6) Оказавшись на «стоп-ориентире», остановитесь! Теперь вам предстоит определить следующий участок вашего пути и проделать всю работу сначала: ориентируем карту – определяем направление – ищем ориентиры – планируем «стоп-ориентир» - идем, отслеживая путь – приходим – все сначала!
Так постепенно люди доходят до финиша.

6. Как выйти в заданную точку, нанесенную на карте, или (другими словами) найти КП. Если вы уже уяснили и освоили пункт №4, это не должно стать для вас слишком сложной проблемой!
Добавляется одна новая задача – самостоятельная разработка маршрута движения. Советуем вам:
1) Не жалеть время на эту задачу и не начинать движения до тех пор, пока вы мысленно (или с помощью карандаша) полностью не спланируете ваш маршрут.
2) Иметь в виду, что часто вариантов маршрута бывает несколько. Потратьте время на то, чтобы выбрать лучший.
После того, как наш будущий путь спланирован, задача автоматически сводится к предыдущей: движению по маршруту, нанесенному на карту.

7. Безопасность!!!
Стартуя на дистанции ориентирования, обязательно уясни:
1) Какими ориентирами ограничен полигон твоей дистанции. Как правило, это бывают ориентиры, которые трудно не заметить: дороги, крупные просеки, реки и пр. Выходить за пределы ограничивающих ориентиров ни в коем случае нельзя!
2) Что нужно делать, если ты заблудился. Как правило судьи и инструктора дают простую инструкцию типа: «Иди на юг, выходи на шоссе и по шоссе выходи на финиш!» Запомни эту инструкцию и воспользуйся ею при необходимости.
3) Каково КВ (контрольное время) твоей дистанции. По истечении КВ нужно прекратить все поиски КП и немедленно выйти на финиш.